Среда, 08.05.2024, 22:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт учителя словесности

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Памятка к написанию сжатого изложения в формате ГИА-9

    Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.
     
    Основные приёмы содержательной компрессии текста:
    • разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации
    • свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) или упрощения
    Способы сжатия текста:
     
    1) исключение подробностей, деталей; (при исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст).
    2) обобщение конкретных, единичных явлений; (при обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст).
    3) сочетание исключения и обобщения.
     
    Основные приёмы языковой компрессии текста
     
    1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
    2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
    3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
    4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
    5) перевод прямой речи в косвенную;
    6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
    7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
     
    Алгоритм работы с текстом
     
    1. Внимательно прослушайте текст, устанавливая взаимосвязь между идеей, типом и стилем речи.
    2. После первого прочтения:
    • Выделите имеющиеся в тексте микротемы;
    • Подумайте, какая информация в тексте не является основной;
    • Вспомните основные приёмы языковой компрессии текста.
    3. Во время второго прочтения:
    • Запишите опорные слова напротив каждой микротемы;
    • Отметьте средства межфразовых связей;
    • Отметьте лексические и синтаксические особенности текста;
    • Определите способы связи предложений в тексте;
    4. Сохраняя особенности предложенного текста, попробуйте изложить его сжато на черновик, а затем - на чистовик.
     
    Критерии оценивания задания С1
    • ИК1 – критерий, оценивающий адекватность и полноту передачи экзаменуемым основного содержания прослушанного текста.
    • ИК2 – критерий, оценивающий сжатие (то есть умение лаконично передавать содержание) прослушанного текста в изложении.
    • ИК3 – критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.
    • ИК1 - Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы – 2 балла
    • ИК2 - Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста – 3 балла
    • ИК3 - Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
      • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
      • в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 балла

    Итого: 7 баллов