Четверг, 09.05.2024, 02:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт учителя словесности

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Памятки для учащихся

    Роль изобразительно-выразительных средств (художественных и риторических приёмов)
    1. Делают речь эмоциональной, экспрессивной.
    2. Передают чувства, настроение, переживание.
    3. Являются средством авторской оценки изображаемого, раскрывают его точку зрения.
    4. Служат средством изображения внутреннего конфликта. Нагнетают или ослабляют чувство или впечатление.
    5. Изображают быструю смену событий, картин, рисуют стремительность происходящего.
    6. Делают речь образной, яркой, меткой, выразительной Создают яркий художественный образ, подчёркивая его характерные черты, передают авторское видение предмета или явления, позволяют ярче представить изображаемое.
    7. Усиливают, подчёркивают смысловые или эмоциональные оттенки значения, мысли, чувства, впечатления.
    8. Поясняют, уточняют смысл образа или явления.
    9. Логически и эмоционально выделяют значимые слова, мысли, черты, чувства, впечатления, ставят акцент на наиболее важном.
    10. Характеризуют авторскую манеру повествования.
    11. Аргументация тезиса.
    Изобразительно-выразительные средства:
    1. Риторические
      1. Риторические вопросы и восклицания – те, которые не требуют ответа от читателя, т.к. ответа не имеют или же сам автор отвечает на них.
      2. Использование цитат, пословиц, поговорок, фразеологизмов, афоризмов.
      3. Ссылка на авторитетный источник или мнение авторитетных людей.
      4. Опора на собственный опыт.
      5. Ссылка на историческое и культурное прошлое.
      6. Упоминание литературных или исторических образов и лиц.
      7. Лексический повтор важного слова или повтор мысли, образа.
      8. Гипербола – преувеличение.
    2. Синтаксические
      1. Синтаксический параллелизм – несколько предложений имеют одинаковую структуру.
      2. Инверсия – нарушенный порядок слов: · сказуемое + подлежащее; · существительное + определение; · дополнение + сказуемое; · существительное-определение + существительное;
      3. Многосоюзие или бессоюзие.
      4. Ряды однородных членов.
      5. Авторская пунктуация ( - ! ? ).
      6. Односоставные предложения.
      7. Неполные предложения.
      8. Осложнённые предложения.
      9. Сложные синтаксические конструкции.
      10. Градация – ряд однородных членов, где каждый следующий расширяет или сужает смысл предыдущего.
      11. Анафора – несколько предложений оканчиваются одним и тем же словом.
      12. Присоединительные конструкции или парцелляция – присоединение окончания предложения после точки.
      13. Композиционный стык – построение рядом стоящих предложений, при котором каждое следующее начинается с того слова, которым оканчивается предыдущее.
    3. Лексические
      1. Антитеза – противопоставление понятий, явлений.
      2. Сравнение – сопоставление похожих явлений с союзами «как», «будто», «словно», «точно».
      3. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения одного предмета на другой. Эпитет – необычное красочное определение.
      4. Олицетворение – изображение неживых явлений, и предметов как живых, одушевление.
      5. Перифраза – перифразирование, т.е. использование описания предмета вместо названия самого предмета.
      6. Оксюморон – сочетание несочетаемых понятий. Антонимы и контекстуальные антонимы.
      7. Синонимы и контекстуальные синонимы.
      8. Окказионализмы – авторские неологизмы, часто с оценочным значением.
      9. Оценочная лексика.
      10. Символы – использование образа, имеющего несколько обобщённых значений.
      11. Использование высокой или сниженной лексики.
      12. Аллегория – понятие, воплощённое в конкретном образе, иносказание.
      13. Ирония – злая насмешка, при которой говорится одно, а подразумевается прямо противоположное.
    4. Фонетические
      1. Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
      2. Ассонанс – повтор гласных звуков в строке или же неточная рифма, где созвучны лишь гласные звуки «жажда – жалко», «красивая –
      3. неугасимая».

    Составлено учителем литературы Козловой Н.В.