Календарь |
---|
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Памятки для учащихся
Роль изобразительно-выразительных средств (художественных и риторических приёмов)
- Делают речь эмоциональной, экспрессивной.
- Передают чувства, настроение, переживание.
- Являются средством авторской оценки изображаемого, раскрывают его точку зрения.
- Служат средством изображения внутреннего конфликта. Нагнетают или ослабляют чувство или впечатление.
- Изображают быструю смену событий, картин, рисуют стремительность происходящего.
- Делают речь образной, яркой, меткой, выразительной Создают яркий художественный образ, подчёркивая его характерные черты, передают авторское видение предмета или явления, позволяют ярче представить изображаемое.
- Усиливают, подчёркивают смысловые или эмоциональные оттенки значения, мысли, чувства, впечатления.
- Поясняют, уточняют смысл образа или явления.
- Логически и эмоционально выделяют значимые слова, мысли, черты, чувства, впечатления, ставят акцент на наиболее важном.
- Характеризуют авторскую манеру повествования.
- Аргументация тезиса.
Изобразительно-выразительные средства:
- Риторические
- Риторические вопросы и восклицания – те, которые не требуют ответа от читателя, т.к. ответа не имеют или же сам автор отвечает на них.
- Использование цитат, пословиц, поговорок, фразеологизмов, афоризмов.
- Ссылка на авторитетный источник или мнение авторитетных людей.
- Опора на собственный опыт.
- Ссылка на историческое и культурное прошлое.
- Упоминание литературных или исторических образов и лиц.
- Лексический повтор важного слова или повтор мысли, образа.
- Гипербола – преувеличение.
-
Синтаксические
-
Синтаксический параллелизм – несколько предложений имеют одинаковую структуру.
-
Инверсия – нарушенный порядок слов: · сказуемое + подлежащее; · существительное + определение; · дополнение + сказуемое; · существительное-определение + существительное;
-
Многосоюзие или бессоюзие.
-
Ряды однородных членов.
-
Авторская пунктуация ( - ! ? ).
-
Односоставные предложения.
-
Неполные предложения.
- Осложнённые предложения.
- Сложные синтаксические конструкции.
- Градация – ряд однородных членов, где каждый следующий расширяет или сужает смысл предыдущего.
- Анафора – несколько предложений оканчиваются одним и тем же словом.
- Присоединительные конструкции или парцелляция – присоединение окончания предложения после точки.
- Композиционный стык – построение рядом стоящих предложений, при котором каждое следующее начинается с того слова, которым оканчивается предыдущее.
- Лексические
- Антитеза – противопоставление понятий, явлений.
- Сравнение – сопоставление похожих явлений с союзами «как», «будто», «словно», «точно».
- Метафора – скрытое сравнение, перенос значения одного предмета на другой. Эпитет – необычное красочное определение.
- Олицетворение – изображение неживых явлений, и предметов как живых, одушевление.
- Перифраза – перифразирование, т.е. использование описания предмета вместо названия самого предмета.
- Оксюморон – сочетание несочетаемых понятий. Антонимы и контекстуальные антонимы.
- Синонимы и контекстуальные синонимы.
- Окказионализмы – авторские неологизмы, часто с оценочным значением.
- Оценочная лексика.
- Символы – использование образа, имеющего несколько обобщённых значений.
- Использование высокой или сниженной лексики.
- Аллегория – понятие, воплощённое в конкретном образе, иносказание.
- Ирония – злая насмешка, при которой говорится одно, а подразумевается прямо противоположное.
- Фонетические
- Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
- Ассонанс – повтор гласных звуков в строке или же неточная рифма, где созвучны лишь гласные звуки «жажда – жалко», «красивая –
-
неугасимая».
Составлено учителем литературы Козловой Н.В.
|